Из истории культурной жизни Арамильского района 25 марта 2022

 

25 марта традиционно в нашей стране празднуется День работника культуры. Поздравления с профессиональным праздником принимают все, кто причастен к развитию культуры в нашей стране: от известных и заслуженных артистов до простого работника сельской библиотеки.

Если отмотать время на 70-75 лет назад и взглянуть на жизнь и деятельность работников культуры того времени, то многое может показаться удивительным, смешным, странным и не обычным, а иногда и немыслимым.

Предлагаю совершить экскурс в жизнь учреждений культуры Арамильского района в послевоенный период.

 

1947 год. Страна тяжело возвращалась к мирной жизни, тяжело восстанавливала все, что было разрушено в годы страшной войны. Отменили карточки на продовольствие. Как и в годы войны, рабочие были прикреплены к предприятиям, не имея права выбирать себе другое место работы. Хотя были восстановлены отпуска и выходные, что воспринималось, как подарок.

Не малую роль в поднятии трудового энтузиазма, патриотизма простого народа, подъема и активного участия людей в строительстве и самоотверженном труде сыграла культурно-просветительская деятельность. Простого советского труженика нужно было морально вдохновить, идеологически направить, если выбился из общепринятой колеи, то очернить.

В деревнях в тот период основной вид культурно-просветительского учреждения была изба-читальня. В ней имелись библиотека, читальня, стол справок, различные кружки и прочее. Помимо стационарных действовали разъездные избы-читальни, обслуживавшие жителей отдаленных и малонаселенных пунктов, а также крестьян, находившихся на полевых работах, красные уголки (сокращенный вариант избы-читальни). Избы-читальни выдавали справки о состоянии крестьянских хозяйств, составляли заявления, оказывали юридическую помощь. Избы-читальни занимались также антирелигиозной пропагандой, агрономическим просвещением (изучение природно-климатических особенностей своего района), организовывали лекции, беседы на разнообразные темы. Руководил избой-читальней избач. Избачами назначали коммунистов и комсомольцев, демобилизованных красноармейцев, выпускников советско-партийных школ или школ социалистического воспитания; они входили в состав сельского актива. Избы-читальни были сельскими центрами культуры и пропаганды политики советского государства. Если село или рабочий поселок был по крупнее, в нем был сельский клуб или дом культуры.

Арамильский район не был на ту пору исключением. На 1 октября 1951 года в ведении Арамильского районного отдела культпросвет работы находилось 2 дома культуры: Арамильский и Бобровский, 8 сельских клубов (Горно-Щитский, Верхне-Макаровский, Больше-Седольниковский, Косулинский, Кольцовский, Бородулинский, Патрушевский, Поварнинский), районная и детская библиотеки, 7 сельских библиотек и 3 избы-читальни: Вьюхинская, Ольховская и Мало-Седельниковская. Занимались местные учреждения культуры практически тем же, что и по всей стране: идеолого-пропагандистким воздействием на население, а если проще, то организацией досуга населения района.  Согласно архивных документов, сохранившихся от деятельности учреждений культуры той поры, работы у работников культуры было не мало. Были и государственные праздники, и народные. Создавались новые обычаи на старой основе: в советском календаре появились на месте Преображения - праздник урожая, на месте Троицы - трогательный праздник русской березки. Праздник урожая праздновался в духе партийного собрания. В 50-60 годах появились профессиональные праздники: День рыбака, День шахтера или День железнодорожника. 

Организовывали культурное обслуживание на избирательных участках во время проведения выборов Советов депутатов трудящихся. По плану проведения дня выборов 21 декабря 1947 года культурное обслуживание на избирательных участках начиналось с 6-00 утра и заканчивалось только к 12 ночи. Самыми распространенными культурными мероприятиями, согласно документов, были: «… слушание радио, игра на гармони, гимнастические упражнения, кино, литературный монтаж, стихи и песни, танцы-игры и пляски под баян и гармонь…»

Проводились так называемые «громкие читки», в основном для колхозников, трудившихся на полях в посевную и уборочную пору. Работники клубов выезжали в поля и вслух читали для колхозников книги, рассказы, статьи из журналов и советскую прессу со свежими новостями страны. Поскольку газеты-журналы позволить себе выписать могли не все, да и читать литературу трудовому советскому народу было особо некогда – нужно было трудиться на благо страны.

Читались лекции, доклады, проводились беседы, концерты, оформлялись стенгазеты, молнии, боевые листки, лозунги, вечера молодежи, выставки книг, просмотры кино-картин, ставились спектакли, проводились громкие читки, на полевых станах организовывались кинигопередвижки. Много мероприятий проводилось для детей и молодежи. 

Из «Информационного отчета Поваринской избы-читальни» за май 1950г.: «…В период весенних полевых работ массовая работа активом избы-читальни проводилась непосредственно в поле и среди домохозяек. Актив проводил индивидуальные и групповые беседы на сельско-хозяйственные темы: о проведении сева в сжатые сроки и о трудовой дисциплине. ….После проведения бесед среди домохозяек и колхозниц значительно улучшилась трудовая дисциплина, вышли на работу домохозяйки, которые не работали в колхозе уже больше года…За май месяц прочитано 4 лекции. Лекция «Китайский народ за демократизацию страны» прошла с успехом, после лекции был концерт и танцы…… О жизни и деятельности полководца Суворова лекцию читала зав. школой товарищ С. На этой лекции присутствовали большинство колхозники и пожилые домохозяйки, после лекции концерт и живая газета о работе колхоза. Вечер прошел хорошо». Вечер прошел хорошо…. Но не всегда всё было хорошо и гладко в работе и повседневной деятельности работников клубов и библиотек. Были и срывы лекций и докладов, показов кинокартин, часто случалось, что на лекцию «…..никто из колхозников не явился…». Приходилось не только агитировать и развлекать население, но и воспитывать и позорить нерадивых работников и прогульщиков.  Из документа: «…Молния от 22 мая 1951 года. Орган издания: Правление колхоза им.Ленина и клуба имени 8-е марта с.Косулино. … Хорошо работают трактористы К., М., С., норму выполняют на 150-180%. А колхозник П-ков., потерял совесть честного труженика. В период весенней посевной компании решил три дня кататься в город..., а хлеб растить государству у него потеряно чувство советского гражданина. Кроме того, у него отелилась коровка – нужно сбыть молочко на базар, и тут потерялся один день. Надо спросить П-кова – если не болит у него голова поработать честно на благо Родины, так на кого он хочет работать. … Эта молния сильно подействовала на П-кова. На другой день он вышел на посадку картофеля. И прогулов больше не делает. Так же подтянулись и другие колхозники.» (орфография и слог документа сохранены).

Во время «…посевных и уборочных компаний и сдачи хлеба государству…» дома культуры и клубы создавали выездные концертные агитбригады для обслуживания колхозов района. Бригада с концертными программами ездила по всем колхозам района. Из документа: «… Все присутствующие на концертах бригады очень внимательно слушали, тепло встречали исполнителей концертных номеров. Бригадой получены положительные и хорошие отзывы о концертах и много пожеланий и успехов в дальнейшей работе и посещать колхозы района почаще».

Бывали и не приятные моменты в работе таких концертных бригад, срывы концертного обслуживания из-за отсутствия транспорта или просто из-за нежелания отдельных товарищей. Из документа: «…Необходимо также отметить плохое отношение со стороны Районных организаций к проводимым мероприятиям….бригада была совершенно не обеспечена средствами передвижения…тов. Ю-их имел неосторожность бросить такую реплику: «Пусть пешком пройдутся» - интересно спросить тов. Ю-их почему же он сам не ходит пешком из колхоза в колхоз по всему району да и вообще бывает ли там в колхозах….У участников концертной бригады осталось плохое впечатление об этих товарищах»

Кроме культурных мероприятий приходилось сотрудникам учреждений самостоятельно решать и материально-технические проблемы хоть побелка клуба, хоть перекладка печки, хоть заготовка и доставка дров на зиму.  Заготовку и доставку дров на зиму осуществляли собственными силами по плану. Из Акта 1947 года сельской комиссии деревни Фомино: «…В избе-читальне к работе в зимних условиях проведены следующие мероприятия: штукатурка и побелка, перекладка печки, ремонт и обшивка дивана, завалка завалин, промазка и утепление окон, заготовлено и подвезено топливо, приобретены портреты вождей, приобретены шторы…». Куда ж без портретов вождей в тот период, это основной агитационный инструментарий культурного учреждения. А кроме портретов вождей мало чем богаты были сельские клубы, библиотеки и избы-читальни. Из Акта инвентаризации сельского клуба: «…в наличии имеется: портреты вождей -2, юбка женская -1, бумага для лозунгов – 12, лавки- 6, гармонь-1, рояль сломанная -1.». Вот так вот, шесть лавок и портреты вождей в наличии для культурно-просветительской работы на селе.

Прошло с тех пор не так много времени, 75-65 лет, а многое изменилось, многое уже кажется нам смешным и наивным, далёким от нашей сегодняшней реальности. Никто не призовёт слушать лекцию в клуб о демократизации Китая и не приедет в поле к трактористу с концертом или с «громкой читкой» последних новостей страны. Сегодня общественный досуг современного гражданина не так разнообразен и ограничивается массовыми гуляньями в день города или села, плюс концерт в дни государственных праздников и митинг в День Победы. Будем думать, что спустя пол века после нашего времени, те кто придут за нами, поддержат и продолжат традиции далёких 50-х годов двадцатого столетия.